Здравствуйте, друзья!
По многочисленным просьбам, я решил создать серию небезынтересных материалов об истории наркотиков и связанных с ними субкультур и движений. Начать хочу с достаточно мирной, относительно безобидной и известной субкультуры, которая называется растамания. Некоторые называют данную субкультуру растафари, но это несколько неправильно, и ниже я расскажу, чем отличаются эти движения и откуда что взялось. А вы, в свою очередь, снабженные информацией, всегда сможете объяснить своему отпрыску, что он неправ, начав употреблять наркотики.
Кто такие растафари
Это достаточно древнее религиозно-философское течение, которое появилось еще в четырнадцатом веке до нашей эры. Надо признать, что даты и временные рамки в различных источниках могут несколько разниться, но связано это с тем, что историю растафари собирали буквально по кусочкам, в основном на основании устных источников. Зародилось данное течение на территории современной Эфиопии, собственно, как раз в тот момент, когда народ, проживающий в тех местах, стал называть себя эфиопами. Это было своеобразное течение, которое выступало как народный противовес иудаизму. Основными принципами религии были:
- Любовь к ближним, в том числе и к животным.
- Как вытекающее из первого пункта — отказ от употребления мяса.
- Отказ от «официальной», то бишь иудейской медицины (мы, конечно же, понимаем, что на тот момент понятие медицины несколько отличалось от современного, но оно было).
- Употребление в духовных практиках различных трав, расширяющих сознание, в первую очередь конопли.
- Некоторая внешняя атрибутика, которая время от времени видоизменялась, но о ней позднее.
Я более чем уверен в том, что на территории нашей страны вы вряд ли встретите настоящего растафарианца, но чтобы вам было понятнее, для сравнения мы можем взять всем известных кришнаитов. Обратите внимание: такое же древнее течение, которое было противовесом индуизму и буддизму, декларируемая любовь к ближним, отказ от мяса и использование определенной внешней атрибутики (прическа, одежда, музыка).
Прошел достаточно длительный период, чуть ли не тысячелетие, когда из Европы в Африку и на Ближний Восток поехали англо-французские колонизаторы. Именно им принадлежит первое описание как эфиопов, так и растафарианцев. Но Африка была достаточно быстро поделена, и после этого растафари стало оппозиционным течением уже по отношению к новому — европейскому — правительству. Безусловно, при своей безобидности, последователи этого движения не могли, да и не хотели оказывать какого-то жесткого сопротивления колонизаторам и занимались ничегонеделанием, увлекаясь духовными практиками под марихуаной. И под шумок стали распространяться на другие территории, принадлежащие Британской империи, в основном это были страны и острова Карибского бассейна. И центром, а может, и новой столицей растафарианцев стал остров Ямайка, о котором грезят все сегодняшние растаманы, и некоторые штаты Индии.
Но если в индийских штатах движение растафари было мирным и пассивным, то на Ямайке эфиопы развили бурную деятельность по борьбе с британцами. Как и в любом противостоянии, все легенды и информация, касающаяся девятнадцатого и двадцатого веков, пестрят различными байками о создаваемых эфиопами подпольных армиях, разнообразных кланах, политических и общественных движениях. Что здесь правда, а что вымысел, наверное, никто и никогда не знает, так как сами эфиопы передавали всю информацию устно, а британские газеты тоже не совсем объективно (впрочем, как и сейчас) подавали информацию. В СМИ того времени то появлялись растафарианские программы, то закрывались по приказу правительства за радикальные идеи и призывы.
Середина двадцатого века полностью преобразовала растафарианцев, у которых, по сравнению с их предками, осталась только традиция курить марихуану и внешняя атрибутика. То есть обязательные дреды, зелено-желтые цвета в одежде и прочие мелочи. Времена были не те, чтобы думать о человеколюбии, хотя множество не радикально настроенных последователей ходили по деревням, рассказывали сказки и проповедовали, что их бог — Джа — в наказание за грехи отдал их во власть европейцев, а потому надо мириться с этим и спокойно ждать второго пришествия.
В связи с обилием туристов из Европы как раз в те времена, когда в моду у европейцев начало входить изучение культур малых народов колоний (благо технологии уже позволяли достаточно быстро и недорого перебираться с континента на континент), начала появляться музыкальная культура растафарианцев, основанная на игре на национальных барабанах. И именно это увлечение европейцев игрой на барабанах в ритме пульса стало основой создания нового направления в музыке — регги, а также привело к появлению растаманов.
Растаманы
Прошу вас не путать с растафарианцами и простыми курильщиками марихуаны, даже если они гордо называют себя растаманами. История растамании берет свое начало примерно с конца сороковых — начала пятидесятых годов двадцатого века. Послевоенное время. В странах Индии и Карибского бассейна наплыв молодежи со всего мира — как за счет солдат с военных баз, так и из числа туристов или просто охотников за приключениями. Европейские люди достаточно быстро прониклись радостью употребления конопли и достаточно приятной философией того, что мир-мир, все люди братья, но при этом можно ничего не делать. И если жителям Индии или Ямайки таки приходилось работать, то довольно обеспеченные по меркам тех мест европейцы могли себе позволить действительно воплотить в жизнь все эти принципы. Так появились растаманы, которым нравилась весьма необычная культура тех мест, народная музыка и возможность сбежать с послевоенных строек старушки Европы.
Для местного населения они тоже принесли немало нового и, в первую очередь, деньги, благодаря которым весьма деловиты и небесталанные жители Ямайки. Поняв, что европейцам нужны развлечения, которые постоянно должны выходить на новый уровень, они стали модернизировать свою музыку и всю религиозную концепцию, превратив ее, по сути, в огромную субкультуру. Счастливые европейцы и американцы рассылали пленки с регги всем своим знакомым, снарядив их косячком (самокрутка с марихуаной), и приглашали приехать в этот рай. И, кто бы сомневался, люди тянулись. Ехали таким потоком, что Ямайки стало банально не хватать. Тогда часть потока поехала в Индию, ведь там тоже были подобные традиции и так же свободно росла конопля. С тех пор эти два течения несколько разделились, ибо на Ямайке был регги, карибская и эфиопская культуры под контролем Британии.
В Индии же ситуация была несколько иная — там культура преимущественно индуистская, которая наложилась, причем в значительной степени, на растафарианство, и все это было также под контролем британцев. Даже если сейчас слушать растаманские сказки (настоятельно рекомендую для ознакомления и поднятия настроения), то мы можем увидеть существенную разницу как в подаче сказки, так и в главных героях. Несмотря на разделение растаманов, данное движение оставалось предельно мирным. Что тут говорить, оно и сегодня одно из самых миролюбивых.
В конечном итоге растаманство практически молниеносно распространилось по всему миру (за исключением, разумеется, СССР). Каждый уважающий себя растаман старался носить дреды (что не везде принималось достаточно лояльно, как, например, в южных штатах США, где исторически к неграм относились довольно жестко и за подражание черной культуре можно было и пострадать), одежду определенных цветов и проповедовать свои идеи. Каждый обязательно хотел съездить в свою Мекку — на Ямайку или в Индию, чтобы там просветиться, а по факту — чтобы курить без ограничений и ничего не делать. Кстати, в России, где растамания как субкультура появилась только после распада СССР, существуют в основном приверженцы именно индийского направления. Можно у любого, называющего себя растой, спросить, куда бы он хотел поехать, и будьте уверены, почти сто процентов вам ответят, что на Гоа (Западная Индия).
В силу своей миролюбивости, растаманы оказали, наряду с хиппи, помощь в свертывании вьетнамской войны, выступая на мирных демонстрациях и живя в палатках в знак осуждения агрессии США. Америка, равно как и иные страны НАТО, незамедлительно отреагировала запретом как на марихуану, так и на галлюциногены (да, прошу не путать хиппи и растаманов, так как это принципиально разные движения, и о хиппи я обязательно расскажу в другой статье). Как и следовало ожидать, на действие появилось противодействие, и раз человеку не дают свободно купить марихуану, значит, стоит вырастить ее самому. И именно это привело к гровингу.
Гровинг
Слово пошло от английского growing, что переводится как «растить» или «выращивание». Это стало своеобразным ответом на жесткие меры государств по отношению к курению марихуаны. А также, пожалуй, единственным относительно легальным методом получить для себя качественную марихуану. Ведь если в Индии или Ямайке данная трава растет под ногами, то в суровых европейских или северо-американских регионах все не так гладко, а следовательно, если ты не хочешь лезть в наркобизнес и покупать себе траву, то, скорее всего, от нее придется отказаться.
Люди с прямыми руками и живыми мозгами недолго думая изобрели целый ряд разнообразнейших приспособлений и емкостей для выращивания марихуаны. Причем все это варьировалось и варьируется в масштабах от одного маленького кустика на подоконнике до огромных теплиц. А сами «выращиватели» стали называть себя гроверами. При этом важно помнить, что не каждый гровер — это растаман и далеко не каждый растаман является гровером. Но, по сути, на данном этапе растаманское движение снова раскололось. Кто-то считал, что марихуана может расти только на земле, гроверы справедливо утверждали, что они в земле и сажают, а все технологии и примочки исключительно для эффективности. А кто-то попросту ходил к полукриминальным или криминальным продавцам, говоря, что ему вообще наплевать, где и как выращена трава. Разумеется, отдельной массой стояли те, кого абсолютно не волновала никакая философия, они просто курили в свое удовольствие и были обычными наркоманами с судьбой обычного наркомана.
Гроверы же сформировали свою специфическую культуру, весьма технологичного характера, в которой прямые руки и живой мозг был показателем авторитета и достижений. Как это обычно и бывает в компаниях растаманов, никаких жарких споров не было, но все же растаманы-гроверы предпочитали для рассады использовать грунт, а гроверы — любители технологий создавали куда более производительные и эффективные системы на базе гидропоники, с использованием удобрений и прочих достижений агрономии и генетики. По большому счету, на сегодняшний день все так и осталось. Есть какие-то общие идеи: например, что все, что ты выращиваешь, нельзя продавать, существуют целые огромные сообщества, где любого новичка научат и помогут советом. Разумеется, в этих сообществах можно найти огромный набор разных историй, кто и как выращивал тот или иной сорт марихуаны. В российском сегменте, конечно, никто не рискует выкладывать подробные обзоры с большими объемами, так как законодательство разрешает растить не более двух десятков кустов, но могу вам сказать, что люди достигают таких результатов, которым сам Мичурин позавидовал бы.
В целом я считаю, что гровинг — не важно, под каким философским соусом (главное, не на продажу), — это занятие, благодаря которому если уж человек решил курить и растить для себя, он не перескочит на другой наркотик, так как он сам выращивает свой. Хотя, часто случается и наоборот, когда именно с увлечения марихуаной всё начинается и не заканчивается до самого гроба. Конечно, ряд товарищей думает, что они умнее всех и начинают не только употреблять, но и продавать свои урожаи, но это не вызывает уважения у сообщества да и, как правило, заканчивается быстро и печально для самого гровера, так как статью за распространения наркотиков никто не отменял.
На этом, пожалуй, мой экскурс в историю растамании подошел к концу. До новых встреч.
Джа Растафарай!
Зло Власть тебе дать в руки с таким мнением
Одно зло от этой культуры. Мозги сушат, а потом на работу устроиться не могут. Расскажите лучше куда звонить сдавать травокуров этих. У вас вот написано тут что телефоны, адреса дадите, и где обещанное?
В этой стране — это не действует)