Механизмы навешивания ярлыков в психологии.

Навешивание ярлыков. Механизм формирования самооценки ребёнка.

Как происходит навешивание ярлыков на человека? «Если 100 раз сказать человеку, что он свинья, на 101-й раз он захрюкает» — такая поговорка очень точно отражает один из психологических механизмов общения родителей и детей.

«Ах ты, тряпка, снова не сумел постоять за себя! И в кого ты такой уродился? Тюфяк, а не парень. Фу, позор», — возможно, папа преследует благую цель: воспитать настоящего мужчину. Да вот сама форма, в которой все это подается, позволяет достичь лишь обратного эффекта. И симпатичный паренек с задатками настоящего мужчины изо дня в день слышит о себе нелестные отзывы, а в конце концов что? Правильно! Начинает верить словам родителей! Не сумев преодолеть рубеж, после которого приходит чувство ответственности, осознания своего потенциала, не выработав навыков конструктивного решения проблемы, подросток всерьез считает себя нюней, рохлей. А значит, начинает вести себя так, как говорят про него самые близкие люди.

Давайте задумаемся: с какой самооценкой рождается ребенок? С завышенной или заниженной? Правильный ответ — ни с той и ни с другой. Формируют самооценку именно родители, родственники, друзья, учителя как раз с помощью таких вот ярлыков.

«Компанейская девчонка», «ботаник», «ходячая энциклопедия», «первая красотка класса», «изгой», «мачо» или еще серьезнее — «малолетний преступник», «ничтожество», «тряпка»… Что слышит ежедневно ребенок от вас, самых дорогих ему людей? Говорите ли вы о том, как он дорог вам и как он умеет отстаивать свою точку зрения? Считаете ли вы нужным сообщить чаду, что его таланты открывают прекрасную дорогу в удивительный мир музыки, архитектуры или программирования? Или вы стараетесь подчеркнуть только недостатки, заостряя на них особое внимание?
Ежедневно слыша о себе некую информацию, подросток привыкает считать ее правдой. Слова родителей проникают в сознание и пускают мощные корни, давая отростки в душу, сердце и эмоции. Посеешь слово — пожнешь дело. Дела подростка — прямое отражение того, что он слышит. И часто его девиантное поведение — лишь способ привлечь внимание, удостовериться в безусловной любви родителей и близких людей.

Поэтому, уважаемые родители, хочу дать несколько рекомендаций:

  1. Говорите своему ребенку, как вы его любите. Наслушаться вдоволь этих слов просто невозможно!
  2. Подчеркивайте все, даже самые незначительные успехи чада, характеризуя его как личность. «Ты пожалел бедного брошенного котенка! Сын, у тебя очень доброе и большое сердце».
  3. Избегайте негативной категоричности. «Ты постоянно опаздываешь!», «Вечно ты связываешься с плохой компанией!», «Да что же ты за непутевый такой!». Если ваш ребенок в это поверит и начнет соответствовать, лучше никому не станет.
  4. Не старайтесь преувеличивать или обманывать подростка. Когда он раскусит лесть, то перестанет вам доверять и все ваши слова будут восприниматься искаженно.

Хвалите, критикуйте, поощряйте, предостерегайте, только корректно и с любовью, избегая категоричности. А если вдруг захочется сказать: «Ты всегда…», продолжите эту фразу так — «…находишься в моем сердце, и я люблю тебя больше всего на свете!». Слыша добрые слова, видя, что родители отмечают все положительные стороны личности, ребенок будет расти уверенным в себе. А значит, у него найдутся другие способы самоутвердиться, более конструктивные, чем употребление наркотиков.

Навешивание ярлыков. Механизм формирования самооценки ребёнка.: 1 комментарий

  1. Навешивание ярлыков? Я часто слышу эту поговорку : если человеку говорить, что он свинья….. По- моему, это не полностью правильно. Я сужу по себе. Я была в детстве и в юности очень полной( как сейчас при тщательном обследовании, проведенном в поликлинике, выявилось — у меня, оказывается, больная щитовидка) . Меня в детстве дразнили «жиртрестом». Можно бы предположить, что я должна была быть обиженной на всю жизнь девочкой. Но нет, я училась отлично, участвовала в школе в различных кружках, была очень настойчивой в достижении своих целей. Поставила себе цель — каждую неделю голодать по 3 дня. Голодала, конечно, летом ,чтобы не отразилось на учёбе. Сбрасывала за лето по 3 кг.По окончании школы поступила в такой институт, в который можно было поступить только ,.если в аттестата только » 5″., или же имелся стаж по данной профессии 2 года.А вес свой я ,все- таки, скинула почти что на 15 кг. без всяких программ, благодаря только своей силе воли. И поэтому я не верю в вышеупомянутую поговорку. Это придумали слабовольные, привыкшие жирно и сладко поесть ,сладко поспать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *