Растафари, растаманы и граверы.

Растафари, растаманы, гроверы — много общего, но лучше не путать

Здравствуйте, друзья!

По многочисленным просьбам, я решил создать серию небезынтересных материалов об истории наркотиков и связанных с ними субкультур и движений. Начать хочу с достаточно мирной, относительно безобидной и известной субкультуры, которая называется растамания. Некоторые называют данную субкультуру растафари, но это несколько неправильно, и ниже я расскажу, чем отличаются эти движения и откуда что взялось. А вы, в свою очередь, снабженные информацией, всегда сможете объяснить своему отпрыску, что он неправ, начав употреблять наркотики.

Кто такие растафари

Это достаточно древнее религиозно-философское течение, которое появилось еще в четырнадцатом веке до нашей эры. Надо признать, что даты и временные рамки в различных источниках могут несколько разниться, но связано это с тем, что историю растафари собирали буквально по кусочкам, в основном на основании устных источников. Зародилось данное течение на территории современной Эфиопии, собственно, как раз в тот момент, когда народ, проживающий в тех местах, стал называть себя эфиопами. Это было своеобразное течение, которое выступало как народный противовес иудаизму. Основными принципами религии были:

  1. Любовь к ближним, в том числе и к животным.
  2. Как вытекающее из первого пункта — отказ от употребления мяса.
  3. Отказ от «официальной», то бишь иудейской медицины (мы, конечно же, понимаем, что на тот момент понятие медицины несколько отличалось от современного, но оно было).
  4. Употребление в духовных практиках различных трав, расширяющих сознание, в первую очередь конопли.
  5. Некоторая внешняя атрибутика, которая время от времени видоизменялась, но о ней позднее.

Растафарианцы на Ямайке.Я более чем уверен в том, что на территории нашей страны вы вряд ли встретите настоящего растафарианца, но чтобы вам было понятнее, для сравнения мы можем взять всем известных кришнаитов. Обратите внимание: такое же древнее течение, которое было противовесом индуизму и буддизму, декларируемая любовь к ближним, отказ от мяса и использование определенной внешней атрибутики (прическа, одежда, музыка).

Прошел достаточно длительный период, чуть ли не тысячелетие, когда из Европы в Африку и на Ближний Восток поехали англо-французские колонизаторы. Именно им принадлежит первое описание как эфиопов, так и растафарианцев. Но Африка была достаточно быстро поделена, и после этого растафари стало оппозиционным течением уже по отношению к новому — европейскому — правительству. Безусловно, при своей безобидности, последователи этого движения не могли, да и не хотели оказывать какого-то жесткого сопротивления колонизаторам и занимались ничегонеделанием, увлекаясь духовными практиками под марихуаной. И под шумок стали распространяться на другие территории, принадлежащие Британской империи, в основном это были страны и острова Карибского бассейна. И центром, а может, и новой столицей растафарианцев стал остров Ямайка, о котором грезят все сегодняшние растаманы, и некоторые штаты Индии.

Но если в индийских штатах движение растафари было мирным и пассивным, то на Ямайке эфиопы развили бурную деятельность по борьбе с британцами. Как и в любом противостоянии, все легенды и информация, касающаяся девятнадцатого и двадцатого веков, пестрят различными байками о создаваемых эфиопами подпольных армиях, разнообразных кланах, политических и общественных движениях. Что здесь правда, а что вымысел, наверное, никто и никогда не знает, так как сами эфиопы передавали всю информацию устно, а британские газеты тоже не совсем объективно (впрочем, как и сейчас) подавали информацию. В СМИ того времени то появлялись растафарианские программы, то закрывались по приказу правительства за радикальные идеи и призывы.

Середина двадцатого века полностью преобразовала растафарианцев, у которых, по сравнению с их предками, осталась только традиция курить марихуану и внешняя атрибутика. То есть обязательные дреды, зелено-желтые цвета в одежде и прочие мелочи. Времена были не те, чтобы думать о человеколюбии, хотя множество не радикально настроенных последователей ходили по деревням, рассказывали сказки и проповедовали, что их бог — Джа — в наказание за грехи отдал их во власть европейцев, а потому надо мириться с этим и спокойно ждать второго пришествия.

В связи с обилием туристов из Европы как раз в те времена, когда в моду у европейцев начало входить изучение культур малых народов колоний (благо технологии уже позволяли достаточно быстро и недорого перебираться с континента на континент), начала появляться музыкальная культура растафарианцев, основанная на игре на национальных барабанах. И именно это увлечение европейцев игрой на барабанах в ритме пульса стало основой создания нового направления в музыке — регги, а также привело к появлению растаманов.

Растаманы

Растаманов не надо путать с растафарианцами.Прошу вас не путать с растафарианцами и простыми курильщиками марихуаны, даже если они гордо называют себя растаманами. История растамании берет свое начало примерно с конца сороковых — начала пятидесятых годов двадцатого века. Послевоенное время. В странах Индии и Карибского бассейна наплыв молодежи со всего мира — как за счет солдат с военных баз, так и из числа туристов или просто охотников за приключениями. Европейские люди достаточно быстро прониклись радостью употребления конопли и достаточно приятной философией того, что мир-мир, все люди братья, но при этом можно ничего не делать. И если жителям Индии или Ямайки таки приходилось работать, то довольно обеспеченные по меркам тех мест европейцы могли себе позволить действительно воплотить в жизнь все эти принципы. Так появились растаманы, которым нравилась весьма необычная культура тех мест, народная музыка и возможность сбежать с послевоенных строек старушки Европы.

Для местного населения они тоже принесли немало нового и, в первую очередь, деньги, благодаря которым весьма деловиты и небесталанные жители Ямайки. Поняв, что европейцам нужны развлечения, которые постоянно должны выходить на новый уровень, они стали модернизировать свою музыку и всю религиозную концепцию, превратив ее, по сути, в огромную субкультуру. Счастливые европейцы и американцы рассылали пленки с регги всем своим знакомым, снарядив их косячком (самокрутка с марихуаной), и приглашали приехать в этот рай. И, кто бы сомневался, люди тянулись. Ехали таким потоком, что Ямайки стало банально не хватать. Тогда часть потока поехала в Индию, ведь там тоже были подобные традиции и так же свободно росла конопля. С тех пор эти два течения несколько разделились, ибо на Ямайке был регги, карибская и эфиопская культуры под контролем Британии.

В Индии же ситуация была несколько иная — там культура преимущественно индуистская, которая наложилась, причем в значительной степени, на растафарианство, и все это было также под контролем британцев. Даже если сейчас слушать растаманские сказки (настоятельно рекомендую для ознакомления и поднятия настроения), то мы можем увидеть существенную разницу как в подаче сказки, так и в главных героях. Несмотря на разделение растаманов, данное движение оставалось предельно мирным. Что тут говорить, оно и сегодня одно из самых миролюбивых.

В конечном итоге растаманство практически молниеносно распространилось по всему миру (за исключением, разумеется, СССР). Каждый уважающий себя растаман старался носить дреды (что не везде принималось достаточно лояльно, как, например, в южных штатах США, где исторически к неграм относились довольно жестко и за подражание черной культуре можно было и пострадать), одежду определенных цветов и проповедовать свои идеи. Каждый обязательно хотел съездить в свою Мекку — на Ямайку или в Индию, чтобы там просветиться, а по факту — чтобы курить без ограничений и ничего не делать. Кстати, в России, где растамания как субкультура появилась только после распада СССР, существуют в основном приверженцы именно индийского направления. Можно у любого, называющего себя растой, спросить, куда бы он хотел поехать, и будьте уверены, почти сто процентов вам ответят, что на Гоа (Западная Индия).

В силу своей миролюбивости, растаманы оказали, наряду с хиппи, помощь в свертывании вьетнамской войны, выступая на мирных демонстрациях и живя в палатках в знак осуждения агрессии США. Америка, равно как и иные страны НАТО, незамедлительно отреагировала запретом как на марихуану, так и на галлюциногены (да, прошу не путать хиппи и растаманов, так как это принципиально разные движения, и о хиппи я обязательно расскажу в другой статье). Как и следовало ожидать, на действие появилось противодействие, и раз человеку не дают свободно купить марихуану, значит, стоит вырастить ее самому. И именно это привело к гровингу.

Гровинг

Гроверы - выращиватели конопли.Слово пошло от английского growing, что переводится как «растить» или «выращивание». Это стало своеобразным ответом на жесткие меры государств по отношению к курению марихуаны. А также, пожалуй, единственным относительно легальным методом получить для себя качественную марихуану. Ведь если в Индии или Ямайке данная трава растет под ногами, то в суровых европейских или северо-американских регионах все не так гладко, а следовательно, если ты не хочешь лезть в наркобизнес и покупать себе траву, то, скорее всего, от нее придется отказаться.

Люди с прямыми руками и живыми мозгами недолго думая изобрели целый ряд разнообразнейших приспособлений и емкостей для выращивания марихуаны. Причем все это варьировалось и варьируется в масштабах от одного маленького кустика на подоконнике до огромных теплиц. А сами «выращиватели» стали называть себя гроверами. При этом важно помнить, что не каждый гровер — это растаман и далеко не каждый растаман является гровером. Но, по сути, на данном этапе растаманское движение снова раскололось. Кто-то считал, что марихуана может расти только на земле, гроверы справедливо утверждали, что они в земле и сажают, а все технологии и примочки исключительно для эффективности. А кто-то попросту ходил к полукриминальным или криминальным продавцам, говоря, что ему вообще наплевать, где и как выращена трава. Разумеется, отдельной массой стояли те, кого абсолютно не волновала никакая философия, они просто курили в свое удовольствие и были обычными наркоманами с судьбой обычного наркомана.

Гроверы же сформировали свою специфическую культуру, весьма технологичного характера, в которой прямые руки и живой мозг был показателем авторитета и достижений. Как это обычно и бывает в компаниях растаманов, никаких жарких споров не было, но все же растаманы-гроверы предпочитали для рассады использовать грунт, а гроверы — любители технологий создавали куда более производительные и эффективные системы на базе гидропоники, с использованием удобрений и прочих достижений агрономии и генетики. По большому счету, на сегодняшний день все так и осталось. Есть какие-то общие идеи: например, что все, что ты выращиваешь, нельзя продавать, существуют целые огромные сообщества, где любого новичка научат и помогут советом. Разумеется, в этих сообществах можно найти огромный набор разных историй, кто и как выращивал тот или иной сорт марихуаны. В российском сегменте, конечно, никто не рискует выкладывать подробные обзоры с большими объемами, так как законодательство разрешает растить не более двух десятков кустов, но могу вам сказать, что люди достигают таких результатов, которым сам Мичурин позавидовал бы.

В целом я считаю, что гровинг — не важно, под каким философским соусом (главное, не на продажу), — это занятие, благодаря которому если уж человек решил курить и растить для себя, он не перескочит на другой наркотик, так как он сам выращивает свой. Хотя, часто случается и наоборот, когда именно с увлечения марихуаной всё начинается и не заканчивается до самого гроба. Конечно, ряд товарищей думает, что они умнее всех и начинают не только употреблять, но и продавать свои урожаи, но это не вызывает уважения у сообщества да и, как правило, заканчивается быстро и печально для самого гровера, так как статью за распространения наркотиков никто не отменял.

На этом, пожалуй, мой экскурс в историю растамании подошел к концу. До новых встреч.

Растафари, растаманы, гроверы — много общего, но лучше не путать: 3 комментария

  1. Одно зло от этой культуры. Мозги сушат, а потом на работу устроиться не могут. Расскажите лучше куда звонить сдавать травокуров этих. У вас вот написано тут что телефоны, адреса дадите, и где обещанное?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *